Наблюдая за новостями танцевального мира, часто встречаешь сообщения о том, что рассталась очередная известная и очень успешная пара. Иногда появляются известия, о том, что партнеры на паркете становятся супругами. Заключения брака между двумя красивыми молодыми людьми кажется вполне естественным, особенно если их объединяет любимое занятие. А вот распад пары всегда вызывает вопрос: почему так происходит? Ведь даже успехи на паркете не могут удержать вместе людей, безусловно преданных танцам и вложившим много совместного труда в развитие танцевальных успехов пары.
Конечно, мне с высоты любительского уровня занятий танцами трудно анализировать эти ситуации и делать выводы по событиям в высокопрофессиональном танцевальном спорте. Но, имея определенный жизненный опыт и достаточно длительный опыт занятий бальными танцами с одним постоянным партнером, хочется в данной статье обсудить проблему взаимоотношений партнеров в процессе совместных тренировок.
Опять же, я не хочу затрагивать область детских танцев, где большое влияние на создание и удержание партнеров в паре оказывают родители и тренеры. Я хочу коснуться именно проблем взрослых пар, с которыми и мне самой не раз приходилось сталкиваться на протяжении всего танцевального опыта.
Начну с самого болезненного вопроса о поиске подходящего партнера. Считается, что партнеров мало, а партнерш очень много и проблемы возникают только у дам. На самом деле создать дуэт для совместного занятия трудно обеим сторонам. Возможно мужчины, понимая эти трудности, мысленно капитулируют раньше, чем приступают к практическим шагам по поиску партнерши.
Поэтому дамам целесообразно взять на себя активность в поисках партнера. Причем здесь никогда не надо рассчитывать на быстрый результат. Нужна последовательная целенаправленная работа. Начинать заниматься можно в любом клубе, где есть соответствующие возрастные группы. Со временем, посещая конкурсы сеньоров, другие клубы, общаясь с теми, кто занимается вместе с вами, вы сможете определиться, какой клуб вам больше всего подходит. На начальном этапе может не оказаться подходящего партнера, танцуйте с любым. Хотя бы общую схему танца можно будет себе представить. Подумайте о том, как найти потенциально заинтересованных людей. Это и танцевальные сайты, социальные сети и вечеринки, милонги и прочие танцевальные мероприятия. Никогда не знаешь, где улыбнется его величество случай. На моей практике все, кто очень хотел найти партнера, этого добивались, не сразу, конечно. Не бойтесь начать заниматься с новичком. При правильном обучении и желании, ну и, естественно, при наличии определенных способностей, положительные результаты могут появиться довольно быстро. Дамы, примените свое чутье, терпение изобретательность и обаяние. Успех вам обеспечен.
Теперь, собственно, о занятиях в паре. Когда вы занимаетесь в группе или индивидуально с преподавателем все достаточно очевидно. Нужно внимательно слушать, повторять, задавать вопросы, заниматься дома. Обязательно слушать танцевальную музыку и просматривать видеозаписи хороших танцоров. Но если пара состоится как таковая, я имею в виду, что вы начнете регулярно заниматься с постоянным партнером, то занятий в группе и индивидуальных занятий с преподавателем будет недостаточно. Все пары, которые хотят развиваться, обязательно приходят к практике самостоятельных занятий. Это нужно для закрепления знаний, полученных на занятиях с преподавателями и отработки композиций до автоматизма, что необходимо для участия в конкурсах.
Бальные танцы - это очень тонкая материя. Здесь нужна и физическая подготовка, и музыкальность, и танцевальная грамотность. И все это нужно осваивать и развивать в паре. Пара-это два разных человека с разными характерами, темпераментами, различной скоростью восприятия нового материала и часто с разным уровнем танцевальной подготовки. Как же трудно правильно выстроить взаимоотношения во время занятий!
Безусловно, в основе комфортного состояния обоих партнеров во время танца является правильная техника. А в основе правильной техники лежит баланс в паре. Про баланс много говорят преподаватели, но его надо обязательно почувствовать. Начинать нужно с индивидуального баланса, так как если партнер или партнерша не могут свободно выполнять движения по одному, то в паре тем более. Для развития индивидуального баланса существует много различных упражнений. Они присутствуют в классическом балете у станка, в упражнениях хатха-йоги, цигун. Есть специфические танцевальные упражнения. Подробно в этой статье я их рассматривать не буду, но каждый танцор, особенно начинающий, должен подобрать для себя комплекс таких упражнений и ежедневно его выполнять вместе с зарядкой. Разминка перед началом занятий также должна включать эти упражнения. После индивидуальной разминки нужно обязательно проделать простейшие упражнения на баланс в паре. Это простые шаги вперед, назад в сторону. При этом нужно следить, чтобы при соблюдении красивой позиции не было ощущения давления рук и атаки корпуса. Партнеры не должны толкать партнершу как тележку в универсаме или воздействовать на нее как на руль автомобиля. Ведение в танце имеет несколько другой смысл. Партнер управляет своим весом, а партнерша пытается отслеживать его движение, сохраняя контакт в области центра тяжести пары. Для начинающих это очень не просто.
Но привычка к силовым действиям как со стороны партнера, так и со стороны дамы, что вытекает очень часто из желания побыстрее добиться лучшего результата, очень плохо искореняется и пагубно сказывается на развитии правильного баланса пары. К тому же давление руками очень портит не только позицию, но и настроение, что часто приводит к ссорам во время занятий. Во время простейших движений в паре вы постепенно настраиваетесь на единый лад, снимается напряженность как мышечная, так и нервная. Вы добиваетесь медитативного состояния, в котором для вас ничего кроме движения и музыки не существует.
После такой разминки можно переходить к изучению фигур и композиций. При выполнении более сложных фигур баланс держать значительно сложнее, чем при простых шагах. Поэтому не стремитесь сразу танцевать композиции под музыку. Если ваша пара будет постоянно терять баланс, и попросту падать на каждом шаге, то удовольствия вы явно не получите.
Нужно медленно без музыки по шагам проделать каждую фигуру и определить взаимное положение партнера и партнерши на каждом шаге композиции таким образом, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. Для этого нужно проявить большое терпение и выдержанность. В последствии при исполнении композиции под музыку вы почувствуете пользу таких занятий.
Как-то раз я на одном из известных танцевальных сайтов прочитала статью конкурсного танцора, в которой он описывал муки ада, которые ему приходится испытывать во время исполнения стандартных танцев на конкурсе. Он писал о невыносимых нагрузках на спину, ноги, жаловался на неимоверную тяжесть рук партнерши, особенно в квикстепе, на бешено бьющееся сердце. Я была в шоке. Может быть, поэтому некоторые спортивные пары быстро заканчивают свою карьеру? Конечно, так не должно быть. Что- то я не заметила таких страданий у пар, например, на Блэкпуле.
Хорошие танцоры движутся согласованно, как бы приглашая или вовлекая друг друга в каждое следующие движение. Один из партнеров освобождает пространство для движения другого, а тот в свою очередь, заполняет это пространство. Это похоже на движения партнеров в айкидо. Линии всегда плавно меняются при переходе из позиции в позицию, а намека на борьбу и усилия не заметно. Вы скажете: «Это же профессионалы!». Но мне кажется, что профессионалами они не стали бы, если бы испытывали постоянно нестерпимые нагрузки во время тренировок и выступлений. Есть технология правильного движения в паре, и ее надо постоянно искать как с помощью тренеров, так и самостоятельно.
Мне кажется, что один из секретов танца в паре кроется в энергетическом взаимодействии партнеров. Каждый должен хорошо представлять, куда направлять свое движение и следить за движением общего центра пары. Любые силовые воздействия одного партнера на другого нарушают этот процесс и приводят к слому линий, падению на ногу, выходу из музыки. Вот почему нужно большое внимание друг к другу, терпеливый разбор причин возникающих неудобств и чрезмерной физической нагрузки во время исполнения танца.
Во время тренировки нужно добиваться полной концентрации внимания на работе вашего тела, ощущать действия своего партнера, слушать музыку. Все это требует спокойствия духа и ясности мысли. Энергия должна свободно циркулировать в вашем теле и передаваться партнеру, который должен ее ощущать как легкое дружественное рукопожатие. Любые словесные перепалки выводят вас из необходимого равновесия, и требуется время, чтобы его восстановить.
Ну, а что делать, если терпения не хватает и эмоции пошли через край? Очень хороший практический совет для укрощения гнева: расслабить кисти рук, пошевелить пальцами и несколько раз глубоко вздохнуть-выдохнуть, затем несколько раз встряхнуть кисти рук, как бы сбрасывая с них отрицательную энергию. Эти простейшие действия очень хорошо помогают в любых стрессовых ситуациях. Специалисты утверждают, что таким образом можно даже снять приступ астмы. Но, не будем о мрачном. Может лучше приучить себя не доводить ситуацию до предела. Ни в коем случае не надо вступать в перепалки, отвечая на вольно или невольно вырвавшиеся высказывания партнера (партнерши) типа: «ты мне мешаешь», «ты всегда все делаешь неправильно», «ты на меня давишь» аналогичными, вроде: «ты сам ничего не понимаешь». Лучше тактично промолчать и отложить спорный вопрос. Потом в спокойной обстановке можно подумать, обратиться к преподавателю или посмотреть учебное видео. Может оказаться, что вы еще не готовы к пониманию каких-то тонкостей исполнения фигуры, и должно пройти некоторое время, прежде чем вы сможете решить проблему.
Еще один совет. Никогда не занимайтесь танцами в плохом самочувствии. Нервная система особенно чувствительна при физическом недомогании. К тому же, из-за неточности в движениях можно получить физическую травму в виде растяжения мышц или повреждения суставов.
Очень важно для занятий выбирать максимально хорошую музыку с четким ритмом и качеством записи. Благо, что сейчас это не проблема. Хорошая музыка создает дополнительный позитивный настрой, воздействуя на эмоциональную сферу танцоров. Вообще нужно помнить, что для взрослых пар, особенно сеньорских, танцы не столько спорт, сколько отдохновение души. Поэтому нужно всеми силами способствовать созданию комфортной творческой атмосферы во время тренировок. Боевой азарт лучше поберечь для конкурсов.
Могу поделиться еще одним способом успешного продвижения в танцах. Каждому необходима объективная оценка своего уровня. Для этого нужно обязательно видеть себя со стороны. Очень полезно периодически делать видеосъемку, например, со штатива на тренировке (чтобы не привлекать третьих лиц) или на конкурсе с помощью знакомых или родственников. Вы увидите многие свои недостатки и поймете, что не всегда правы в отношении своего партнера, когда вините его во всех смертных грехах.
На самом деле пара представляет собой сложную систему с точки зрения механики движения, и ошибки одного из партнеров вызывают ошибки другого. Главное выявить первоначальную проблему и спокойно ее устранить, а не доказать любой ценой свою правоту. Паркет не должен становиться полем битвы за право быть непререкаемым лидером в паре. Только сообща можно прийти к истине. Партнеры и партнерши! Любите и уважайте друг друга так же, как вы любите танцы, и тогда ваша пара будет быстро развиваться и союз ваш будет успешным и долговечным.
К.И.