Бальные танцы для сеньоров


    Каждый год 29 апреля отмечается Международный день танца. И поскольку моя жизнь тесно связана с танцами, то для меня этот день ощущается как праздник, «праздник души, именины сердца». По странному совпадению 29 апреля единственный день в году, когда Ирины празднуют День Ангела, а попросту именины. Так что у меня двойной праздник. К этому дню хочется еще раз осмыслить значение танца в своей жизни, подумать о перспективах собственного развития в этом прекрасном  и бесконечно притягательном виде творческой деятельности.

    Для меня бальные танцы так и не стали спортом, хотя я очень ценю их вклад в мою спортивную подготовку и общий тонус. Я пришла в танцы, когда они были бальными, а привлекли меня в них: красивая музыка, изящество и благородство в движениях, элегантность в облике танцующих пар и, как ни странно, доступность для освоения в любом возрасте. Сейчас танцы сильно изменились. На первое место выдвинулась спортивная составляющая. Во всех танцах европейской программы, даже медленных, преобладают мощные, резкие и быстрые движения, амплитудные вращения в корпусе, неестественный прогиб назад у обоих партнеров, чрезвычайно стремительное перемещение по площадке. Конечно, это впечатляет, но требует действительно серьезной атлетической,  гимнастической, хореографической подготовки. Обычно это возможно с раннего детства как в фигурном катании, например. Соответственно, танцы сильно помолодели. Может это и не плохо, но как-то мало остается первоначального смысла в  бальном танце, а именно тонкого взаимодействия мужчины и женщины, лирики, галантности, артистизма и музыкальности.

    И не то, чтобы я против развития в танцах в сторону спорта, наверное, это неизбежное требование времени. А я не хочу уподобляться и.о. директора Дома культуры товарищу Огурцову из «Карнавальной ночи», который хотел зарубить акробатический вальс. Безусловно, молодость и сила должны найти свое выражение. Но хорошие традиции тоже нужно сохранять. Танцевать и получать удовольствие от танца можно в любом возрасте. Зачем ограничивать круг потенциальных участников такого замечательного дела?
   
    В танцах могут сосуществовать два направления: спортивные танцы на паркете (наряду со спортивными танцами на льду) и просто бальные танцы. Причем именно бальные танцы  как раз наиболее подойдут сеньорам без ограничения возраста. Приоритетом сеньорского танца должна быть музыка. Физическая и техническая подготовка должна быть достаточной для того, чтобы танцоры могли в своих движениях максимально выразить ее характер. Красивая, яркая и выразительная музыка должна создавать мотивацию для развития своих физических и технических возможностей. Будем пока говорить про европейскую программу, поскольку мне это ближе. Сами по себе фигуры в танцах европейской программы технически выполнятся почти одинаково во всех  5танцах, поэтому европейская программа и получила название «Стандарт». Но эти фигуры в каждом танце выполняются в соответствии с характером основного шага. А вот основной шаг позволяет выразить характер и душу музыки.
  
    Например, музыка медленного вальса  характерна ярко выраженной постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" и основной шаг, выполняемый на три удара одного такта должен обеспечить эту волну. Конечно, красиво иногда стремительно и легко «пробежаться по волнам», но если это делать в течение всего танца, то это будет не вальс, а просто бег под музыку вальса.
  
    Или, если в медленном фокстроте не использовать базовые чередования шагов «медленно, быстро, быстро», а всегда делать «быстро, быстро, быстро, быстро», то темп движения сравняется с квикстепом, скорость возрастет, но плавного «лисьего шага» вдоль паркета не будет. Что уж тут говорить об атмосфере ночного клуба, о которой часто упоминается в описаниях характера медленного фокстрота. Вообще, музыкальный размер музыки 4/4 (счет раз, два, три, четыре) недостаточен для того, чтобы под него исполнялся медленный фокстрот. Ведь 4/4 - это может быть и марш, и рок, и рэп, и румба и многое другое. Ну, еще под румбу как-то можно станцевать медленный фокстрот, так как этот танец тоже про любовь, но вот под рэп - как-то не в тему.
  
    Иногда танцевальные ди-джеи в погоне за оригинальностью включают на конкурсах музыку, не соответствующую данному танцу, оправдывая это тем, что хороший танцор может станцевать все, что угодно, под все, что угодно, в этом его мастерство. Может быть это и  так, но со стороны это выглядит непривлекательно и не доставляет удовольствия ни танцорам, ни зрителям. Перефразируя Филиппа  Филипповича из «Собачьего сердца», который предпочитал обедать в столовой, оперировать в операционной, а спать в спальне, фокстрот надо танцевать под музыку фокстрота, вальс под музыку вальса и так далее. Ведь столько есть прекрасной музыки для танцев!
  
    Однажды я случайно заметила следующее обстоятельство: когда пары мирового уровня танцуют, то, даже отключив звук, всегда можно определить какой это танец, так как их движения отражают характер музыки. К сожалению, это не наблюдается в «беговом» стиле исполнения. Все выглядит как квикстеп.
  
    Конечно, мне могут сказать, что у меня устаревшие взгляды, что сейчас главное в танце быстро перемещаться по полю, быть очень активным и динамичным, «брутальным». Для сеньоров это не очень походит. Музыкально  и грамотно исполненная несложная композиция у танцоров среднего и старшего возраста смотрится  более привлекательно, и вызывает одобрение публики. Главное музыка должна быть отчетливой и красивой. Я очень благодарна тем танцевально-спортивным клубам, которые работают с сеньорами, и включают эту категорию в свои конкурсы. Это должно рано или поздно привлечь новые пары, ведь многие в детстве и юности танцевали, и в душе сохранили тягу к танцу. Но хочется высказать несколько пожеланий организаторам. Про музыку я уже сказала она должна быть красивой и характерной для каждого танца, а вот длительность танца 30 – 40 секунд –это очень мало. Хотя бы 1 минуту надо, чтобы успеть показать композицию. А перерывы между танцами нужно сделать секунд 20-30, чтобы танцоры могли перевести дух и настроиться на следующий танец. Понятно, что это потери времени, но они невелики, если учесть, что у сеньоров часто бывает только финал, а качество исполнения и, соответственно, впечатление будет гораздо лучше.
  
    Хотелось бы, чтобы конкурсы не были для танцоров единственной возможностью  показать результат своих трудов и пообщаться. Далеко не все хотят именно спортивного результата. Нужно искать и другие формы общения и получения новой информации, например, вечера практики, мастер-классы, семинары, фестивали и т.д.
  
    Очень хочется, чтобы бальными танцами занималось большее количество взрослых людей. Ведь это очень полезно и приятно. И у взрослых людей должен быть в жизни праздник! Мне кажется, что надо больше пропагандировать танцы для взрослых, больше думать о том, как это сделать лучше. Так что давайте думать все вместе!

Киселева Ирина.
29 апреля 2018 г.


0 не понравилось