О танцах вчера и сегодня.
(К 60-летию бальных танцев в Нижнем Новгороде)
Начало истории бального танца в Нижнем Новгороде (в то время город Горький) относится к осени 1964-го года, когда приехавшие из Риги танцоры Гунтис Озолиньш и его партнерша Рудите Биша - студенты Горьковского института иностранных языков - организовали и стали вести здесь курсы современных бальных танцев, как они тогда назывались. Прибалтика уже тогда была весьма продвинутой в области европейского бального танца. Этому способствовали и национальные традиции, и исторические условия. Поэтому неудивительно, что международная программа бального танца начала распространяться по городам нашей страны. Летом 1965 г. Дом учителя, впоследствии Дом работников просвещения (ДРП), и Дом офицеров объявили набор на курсы бального танца, по окончании которых отобранные по конкурсу лучшие пары в сентябре того же года объединились в первую в городе студию современного (впоследствии спортивного) бального танца.
В студии изучали международную программу, в которую входили 10 танцев: европейские - медленный и венский вальсы, быстрый и медленный фокстроты (квикстеп и слоуфокс), танго, объединенные словом «стандарт», а также латиноамериканские танцы: румба, самба, ча-ча-ча, джайв и пасодобль. Учениками Гунтиса и Рудите стали в основном уже взрослые люди: инженеры, студенты горьковских ВУЗов и школьники старших классов. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет тогда можно было выйти в двадцать – двадцать пять лет. Это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время.
В этот первый танцевальный сезон во Дворце культуры Горьковского Автозавода был проведен первый показательный конкурс, собравший множество зрителей. В следующем сезоне пара студии Дома учителя Николай Лещев со своей партнершей Наташей Струц удачно выступили в Риге и Ленинграде на городских конкурсах по классам "Д" и "С", заняв в Риге призовое третье место, а в Ленинграде выйдя в полуфинал.
Участники студии проводили много показательных выступлений в школах, ВУЗах, Домах культуры, на других площадках как в городе Горьком, так и в области. Поэтому число поклонников бального танца неуклонно возрастало. В студии появились новые ученики. В нашем городе проходили конкурсы, на которые уже приезжали пары из других городов, а на судейство и показательные выступления приглашались из Прибалтики, Москвы, Ленинграда ведущие пары международного класса.
Шло время, и вот в 1968 г. руководители студии Гунтис и Рудите Озолиньши, которые к тому времени уже стали семейной парой, после окончания института должны были вернуться в родную Ригу. Руководителем студии после их отъезда стал по единодушному решению студийцев ее бессменный староста Николай Иванович Лещев.
В те времена добывать необходимую информацию по технике бального танца было крайне трудно: ведь не существовало еще интернета и видеосъемок, город был закрытым, иностранных тренеров сюда бы не пустили, да и средств на это у студийцев не было, по этим же причинам выезд за границу был весьма проблематичен. Выступления лучших пар страны можно было только снимать и воспроизводить с помощью узкопленочной киноаппаратуры, которой тоже редко кто обладал. Тренеры и танцоры работали в сложнейших условиях, с большим трудом получая необходимые материалы. В основном это была переводная литература, литература на иностранных языках да пара журналов, из которых более-менее доступны были разве что издаваемые в Чехословакии «Танечны листи».
Николай Лещев, обладая хорошим знанием английского языка, переводил учебник по технике европейских танцев Алекса Мура (Член и экзаменатор Имперского общества учителей танцев), сам осваивал тонкости техники и передавал их своим товарищам и ученикам.
Уча других, он учился и сам, т.к. будучи «играющим тренером», он с каждой из своих партнерш принимал участие в конкурсах не только в нашем городе, но и за его пределами, добиваясь в большинстве случаев хороших результатов.
Во время выездных конкурсов Николай Иванович приобрел много друзей среди выдающихся танцоров из Москвы, Ленинграда, Таганрога, городов Прибалтики, других городов СССР. По его приглашению к нам с показательными выступлениями приезжали выдающиеся мастера: Чесловас и Юрате Норвайши (в 1974 году они стали первой в СССР профессиональной парой), супруги Петрейкисы, Виктор и Надежда Давидовские, Даля и Видас Камайтисы, Бруно и Марина Белоусовы, Александр и Елена Чекоткины, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова, Людмила и Станислав Поповы. Неоднократно Н.И. Лещев организовывал выезды студийцев на самые престижные в нашей стране конкурсы, например, на международный турнир «Янтарная пара», проводимый в Каунасе (Литва).
Профессионалов среди исполнителей бального танца в те годы еще не было, у всех танцоров была основная серьезная работа. Так Николай Иванович Лещев с 1971г. возглавлял Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при Областном Комитете ВЛКСМ, затем работал инструктором отдела культуры при Областном Комитете КПСС, впоследствии он до последних лет жизни был директором художественного выставочного центра на площади Минина.
70-е годы прошлого века стали для бальных танцев временем, которое можно определить как борьба за выживание. Идеологические органы в верхних эшелонах власти объявили им откровенную войну. Особенно напряженная ситуация сложилась в Москве, но и в нашем городе бальное танцевание по международной программе отнюдь не приветствовалось. Министерство культуры считало энтузиастов конкурсного танца по стандарту и латине «проводниками буржуазной идеологии».
В связи с этим в начале семидесятых годов в студии при ДРП началось освоение программы отечественных бальных танцев, которые по распоряжению Министерства культуры включались в турниры по международной программе. И вновь под руководством Лещева началось изучение непривычной для бальников техники исполнения танцев на основе движений исторических танцев (полька, вальс-гавот, вальс-мазурка) и стилизованных под бальные народных фольклорных танцев «Сударушка», «Русский лирический», «Рилё», «Вару-вару», «Буяна», «Туяна», «Казачок» и др. (всего было придумано и собрано по стране около 150 танцев). В студию тогда были приглашены артисты балета городского Театра оперы и балета, занимавшиеся со студийцами классическим станком, чтобы поставить танцорам корпус, ноги, непривычные поначалу к исполнению шагов «с носка», научить правильно держать спину, работать по-иному руки, привыкшие к определенным позициям при исполнении латиноамериканских танцев, помочь им освоить движения, характерные для русских народных танцев. Надо признать, что занятия с опытными мастерами классического танца, пошли на пользу многим из тогдашних студийцев.
Отечественная программа танцев, созданная отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС из идеологических соображений в нагрузку к конкурсным бальным танцам, просуществовала до конца 80-х годов.
В то время всеобщего дефицита танцоры испытывали особенно большие трудности по приобретению материалов для шитья бальных платьев и костюмов, танцевальной обуви для выступлений. Стиль приходилось выдерживать, без преувеличения, в жесткой борьбе – при том, что специализированных магазинов не было и в помине, и танцоры изобретали все необходимое сами: красили куриные перья под «страуса», делали цветы из ткани для украшения причесок и платьев, гранили «фирменные» блестки, вместо телесной эластичной ткани использовали нейлоновые чулки, вшивали леску в края многослойных юбок из капроновой сетки, и для получения эффекта загара использовали не специальные средства, как сейчас, а марганцовку и чай. «Фирменная» обувь приобреталась в комиссионных магазинах. Однако энтузиазм, искренняя преданность и бескорыстное служение своему делу формировали особую атмосферу в самой танцевальной среде. Между танцорами царила атмосфера взаимопомощи, поддержки, безвозмездной передачи опыта внутри студии, да и на конкурсах тоже. Подкупала возможность неформального общения на банкетах после турниров, на которых под сухое вино и немудреные бутербродики с докторской колбасой и сыром можно было завязать дружеские отношения с недавними соперниками. Победители и побежденные с жаром отплясывали друг с другом, позабыв напряженные и утомительные соревнования, вместе участвовали в действах, часто напоминающих капустник. Звучал традиционный тост Лещева: «За успех нашего безнадежного дела!», гремело дружное: «АДЕКС! АДЕКС! АДЕКС!». А уж если на банкете присутствовали гости - Норвайши, Камайтисы, то восторгам присутствующих от их выдумки и фантазии не было предела.
Не прекращали работу курсы при Доме офицеров под руководством еще одного ученика Рудите и Гунтиса Озолиньшей Вячеслава Башулина (на фото слева), поставлявшие студии новых танцоров. Впоследствии курсы были организованы и при ДРП. Вели эти курсы Н.И. Лещев, его партнерша Татьяна Куницына, а также ведущие танцоры студии.
В 1970 г. по инициативе Лещева во Дворце пионеров им. Чкалова была организована первая танцевальная группа среди детей - учащихся школ города (до этого бальными танцами занимались исключительно взрослые). С ними начала работать ученица Лещева Наталья Струц. Впоследствии эту группу возглавили Татьяна и Юрий Сиверсы, организовав первую в городе детскую студию современного бального танца «Юность».
К этому времени кроме студии при ДРП в городе появились коллективы бального танца при ДК «ГАЗ» и ДК «Красное Сормово», а затем появились студии и в ДК железнодорожников, ДК им. Свердлова и др., поэтому городские конкурсы проводились между этими студиями на паркете инициатора.
Появились студии бального танца и в городах Горьковской области: в Дзержинске при ДК химиков, ДК Чернореченского химкомбината, в Кстово, в Арзамасе, на Бору, в других областных и районных центрах. Руководителями этих студий стали ученики Николая Лещева. В течение 70-х - 80-х годов студийцы регулярно выступали на конкурсах не только в родном городе, но и в других городах Советского Союза: Клайпеда и Свердловск, Челябинск и Тольятти, Таганрог и Саратов, Таллин и Куйбышев - вот далеко не полный список городов, рукоплескавших танцорам студии.
В середине восьмидесятых годов студия при ДРП временно прекратила свое существование. Многие из бывших танцоров к этому времени уже имели свои студии, кто-то уехал из города, кто-то, оставив танцы, целиком отдался основной работе. Однако бывшие студийцы время от времени встречались на танцевальных турнирах областного, межгородского и международного масштаба, дружили семьями.
А 29 августа 1992 г. танцоров студии постигла тяжелая утрата - скоропостижно скончался Николай Иванович Лещев.
В декабре 1995 г. в Гербовом зале Нижегородской ярмарки состоялся конкурс памяти Н.И. Лещева, посвященный 30-летию студии при ДРП, которой он руководил более 20 лет, а также 30-летию бального танцевания в нашем городе. Этот конкурс теперь стал традиционным. И в сердцах каждого из бывших студийцев никогда не исчезнет гордость от того, что именно студия Лещева, где они прожили самую яркую и незабываемую часть своей жизни, стояла у истоков бального танцевания в Нижнем Новгороде.
Многие ведущие танцоры студии, чьи ученики не раз добивались высших наград на турнирах как в нашей стране, так и за рубежом, стали тренерами и судьями международного класса. Заслуженный работник культуры России, отличник народного просвещения, судья международного класса Юрий Сиверс много лет возглавлял федерацию танцевального спорта в Нижегородской области, являлся вице-президентом федерации танцевального спорта России. На всю страну своими достижениями известен Нижегородский танцевальный центр, созданный вице-президентом Нижегородской федерации танцевального спорта, судьей международной категории Николаем Ефремовым. (На снимке слева-направо: Татьяна и Юрий Сиверсы, Полина и Николай Ефремовы)
В нашем городе и сейчас почти во всех танцевальных клубах руководителями являются ученики Николая Ивановича Лещева, а также ученики его учеников. Некоторые из бывших студийцев ДРП, невзирая на возраст, до сих пор выступают в конкурсах в группе «Сеньоры». В ноябре 2002 года был создан танцевальный клуб «ВИТА», который вновь объединил танцоров бывшего клуба ДРП.
Да, не зря говорят, что бывших танцоров не бывает!
В 1997 году бальные танцы были признаны как самостоятельный вид спорта и стали называться спортивными бальными танцами. С этого момента танцы стали развиваться по спортивным законам. В настоящее время танцы разделяются по двум направлениям: спорт высших достижений и массовый спорт.
В чем же разница? Давайте разберёмся.
Как только вы начинаете заниматься танцами, то выучив всего 2 танца уже можно начать соревноваться! Эти соревнования будут проходить в категории "массовый спорт", они проводятся для начинающих (Н-класс) спортсменов всех возрастов. ⠀
Классы танцевального мастерства в массовом спорте:
- Второй - два танца (Н-2)- Четвертый - четыре танца (Н-4)- Шестой - шесть танцев (Н-6)- Восьмой - восемь танцев (Н-8)- Десятый - десять танцев (Н-10)
Спортсмены могут соревноваться во всех классах со своим возрастом, по мере освоения каждого танца.
Переход из Массового спорта в Спорт высших достижений возможен либо при наборе определенного количества очков в своей возрастной категории и классе, либо по решению старшего тренера клуба вне зависимости от набранных очков. В спорте высших достижений, помимо возрастных групп, в зависимости от уровня танцевального мастерства танцоры делятся на классы мастерства: E, D, C, B, A, S, M. Самый высокий класс – «М» (международный).
Если массовый спорт направлен на улучшение физических качеств и укрепление здоровья, то главной целью спорта высших достижений является завоевание максимальных спортивных результатов на различных состязаниях, соревнованиях, турнирах и олимпиадах.
Большой спорт требует повседневных затрат времени и сил на тренировки, постоянного совершенствования умений и навыков, поддержания хорошей спортивной формы и профессионального мастерства. Спорт высших достижений практически не совместим с другой профессиональной деятельностью.
Поэтому в танцах каждый сам вправе выбирать собственный путь: заниматься для души или же полностью посвятить себя спорту.
После перехода бальных танцев в спорт характер танцев претерпел кардинальные изменения. Достижения спортсменов или, как теперь их называют, атлетов в спортивных бальных танцах поражают воображение: мощное динамичное движение по площадке, невероятная сила и ловкость, блестящая специализированная подготовка (растяжка, гибкость), сложнейшие композиции в стандарте и поистине акробатические элементы в латине. Очень круто!
Но иногда мы с грустью вспоминаем то время, когда партнерши, как белые лебеди, в платьях, напоминающих балетные пачки, с пышными прическами, подчеркивающими хрупкость и стройность девичьего стана, выплывали на паркет под руку с серьезными и чуть застенчивыми партнерами, как на настоящем грандиозном балу, а восхищенные зрители в мыслях мечтали оказаться на их месте.
Сейчас все это можно увидеть только на старых видеозаписях и фотографиях.
Сейчас все это можно увидеть только на старых видеозаписях и фотографиях.
Ну, что же, танцы всегда отражали дух своего времени.
Источники:
1) Буклет танцевального клуба «Вита», организованного студийцами Н.И. Лещева в ноябре 2002 г.
2) Сайт ФТСАРР https://fdsarr.ru/
3) Фото из личных архивов студийцев клуба ДРП
Ноябрь 2024 г.